Доходные дома Санкт-Петербурга

Памятники, площади и парки Петербурга повидали много туристов из городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Это основные места, которые посещают гости города. Однако Санкт-Петербург – это нечто большее, чем бронзовые и мраморные статуи, зеленые парковые аллеи и бескрайние площади с архитектурными объектами.

Город полон исторических зданий с громкой историей. О них и поговорим, а точнее о 10 самых красивых доходных домах Петербурга. В статье расскажем их историю возникновения, узнаем кто жил в таких сооружениях и для чего они предназначались.

Лучшие доходные дома Санкт-Петербурга

  1. Доходный дом К.Х. Кельдаля
  2. Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского
  3. Доходный дом М.Я. и Ф.Я. Колобовых
  4. Доходный дом Т.Н. Путиловой
  5. Доходный дом Захаровых
  6. Доходный дом К.И. Розенштейна
  7. Доходный дом Р.Г. Веге
  8. Доходный дом Ш.З. Иоффа
  9. Доходный дом И.И. Дернова
  10. Египетский дом

Немного истории

«Большая советская энциклопедия» говорит, что доходные дома впервые появились в Европе в 30-40-е годы XIX столетия. Первым идейным вдохновителем застройки Российского государства доходными домами стал Петр I. В царские времена в Петербурге было возведено 657 доходных домов. Однако широкую известность они получили при императрице Елизавете Петровне.

В 1769 году она издала указ, разрешающий открывать лавки и магазины на 1-ых этажах доходных домов. Остальные этажи сдавались под жилые помещения. В них жили представители всех сословий, званий и чинов. Барские квартиры вмещали до трех десятков комнат. «Простым смертным» отводились 2-3 комнаты, кухня, и санузел на лестничной площадке.

На закате XIX – рассвете XX в. строительство доходных домов стало приоритетным в Петербурге из-за большой прибыли. Однако к 1925 году их перестали строить, а те, что уже стояли, превратились во всем известные питерские коммуналки. Сегодня большинство доходных домов внесено в список объектов культурного наследия.

Отметим, что некоторые отели Sokroma также расположены в Доходных домах Петербурга:

1. Доходный дом К.Х. Кельдаля

Здание в стиле модерна, единственное без номера, величественно стоит на Австрийской площади. Строительство началось в 1902-1903 гг. Главным архитектором был Василий Шауб. Именно под его руководством возводилось большинство архитектурных сооружений Петербурга XIX-XX вв.

Фасад дома украшают растительные орнаменты, особое внимание уделялось оконному пространству с невероятными фресками. Над крышей здания возвышается единственная сохранившаяся башня из трех.

В начале XX века здесь жил поэт Л.Н. Андреев, позже – архитектор В.А. Щуко. На последнем этаже Щуко создавал проекты и эскизы для театральных постановок. Из-за громадных размеров его работ, их приходилось спускать через оконные проемы.

В 2001 году дом Кьельдаля внесен в список культурного наследия России.

Рядом:

  • Дивенский сад (100 м);
  • Сад Александровского лицея (270 м).

2. Доходный дом Н.Н. Лейхтенбергского

Это настоящая жемчужина искусствоведов. Возведенный в 1904-1905 гг., дом стал первой масштабной работой молодого зодчего Ф.Ф. фон Постельса. Его проект был столь удачным, что здание стало одним из самых уникальных сооружений всего Петербурга в стиле модерн.

Дизайн экстерьера трудно назвать местным, петербургским. Скорее можно отнести к парижской или барселонской архитектуре. Хотя структура фасада классическая, именно его декор делает здание необычным.

Неповторимость сооружения в его гигантском мозаичном фризе из 5 панно: на первом – поля и холмы, на втором – горы и водопады, на третьем – промышленный пейзаж, на четвертом – гавань с кораблями, на пятом – лодки у берега и бескрайнее море. Панно были созданы в 1905 году в мастерской известного художника Фролова.

Весь декор фасада буквально пронизан морскими мотивами, в которых можно разглядеть коралловые рифы, зонтики медуз, изгибы зеленых зыбей и кружевную пену набежавшей волны. Парадный подъезд с магазинными витринами интригует прохожих окаймленным «свитком», по бокам которого две женские фигуры.

В XX веке домом владел герцог Лейхтенбергский, потомок Жозефины Богарне, первой супруги Наполеона Бонапарта.

Рядом:

  • Большой Крестовский мост (360 м);
  • Песочная набережная (400 м).

3. Доходный дом М.Я. и Ф.Я. Колобовых

Был возведен в 1910 году и принадлежал братьям Колобовым – крупным лесопромышленникам Петербурга. Примечательно, что здание не похоже на другие в северной столицы той эпохи. Для дома Колобовых был выбран стиль барокко, а не привычный для XX века модерн.

Расположенный на углу Пушкарского переулка и ул. Ленина, он занимает целый квартал. Фасад украшен башней-ротондой и массивными белыми атлантами. Некоторые говорят, что стиль здания выбран неслучайно, так как недалеко стояла Матфиевская церковь в таком же стиле – барокко. Вместе эти два сооружения создавали гармоничный архитектурный ансамбль.

Планировка дома Колобовых нестандартная: его корпуса образуют грани большого треугольника: с одной стороны фасад ровный, с другой – корпус здания образует ступенчатый бульвар или, так называемую, улицу-пилу. Подобная концепция впервые применялась при строительстве дома Колобовых. Ее предложил архитектор Эжен Энар в XIX-XX вв., чтобы уступами ступенчатой улицы украсить газонами и деревьями.

При въезде во внутренний двор с ул. Ленина можно увидеть два архитектурных фонаря, которые стоят на плечах атлантов. Полукруглые балконы здания украшают кариатиды – статуи, на которые сооружение словно опирается.

В 1912 году здание стало лауреатом в конкурсе фасадов Петербурга. Однако после революции 1917 года дом национализировали, обустроив в нем коммунальные квартиры. Сегодня, благодаря расположению, нестандартной планировке, искусному фасаду и интерьеру, дом Колобовых носит статус элитного.

Рядом:

  • Матвеевский сад (430 м);
  • Сад Андрея Петрова (760 м);
  • Большая Пушкарская улица (540 м);
  • Александровский парк (910 м).

4. Доходный дом Т.Н. Путиловой

Построен в 1907 году по заказу купеческой вдовы Татьяны Путиловой. Видом сооружение напоминает крепость средневековья, нежели доходный дом XX века. Здание с треугольными парадными, украшенными статуями сов и массивными стенами, покрытыми грубым серым рустом носит название «Дом сов».

Оригинальный облик здания разработан архитектором Ипполитом Александровичем Претро, основоположником архитектурного стиля «Северного модерна».

Цоколь сооружения облицован финляндским грубым и гладко тесаным гранитом. Стены верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой и декоративным кирпичом. На фасаде можно увидеть орнаменты северной флоры и фауны. В 1912 году дому присудили серебряную медаль за лучший фасад города.

Своей мрачностью и монументальностью дом потрясал жителей города, поэтому отбоя от арендаторов у Путиловой не было. Первый этаж был отведен под мануфактурный магазин и конторские помещения владелицы. Барские апартаменты из 8 комнат и зоны для прислуги занимали весь второй этаж. Следующие 3 этажа и мансарду женщина сдавала внаем.

Сегодня современные жильцы продолжают хранить историю здания, внесенного в перечень объектов, представляющих историческую ценность.

Рядом:

  • Большой проспект (50 м);
  • Матвеевский сад (670 м);
  • Ораниенбаумский сад (540 м);
  • Музей-квартира Елизаровых (1000 м).

5. Доходный дом Захаровых

Автором здания стал архитектор Алексей Захаров в 1913 году. Он был представителем древнего купеческого рода, причисленного к почетным гражданам Петербурга. Изначально вместе со съемщиками, здесь недолго проживал и сам Захаров, пока не уехал в Лондон.

Доходный дом совмещает в себе два стиля: неорусский и северный модерн с богатым декором, в том числе из малинового глазурованного кирпича. В отделке фасада использовалась керамика и майоликовая плитка. Здание украшено орнаментами и эркерами разной формы. Автор декоративной красоты – знаменитый русский художник-керамист П.К. Ваулин.

При входе в здание гостя встречает яркая парадная и печь с керамической мозаикой, иллюстрирующей павлинов в золотисто-зеленых тонах. Оригинальная внутренняя дверь парадной вместе с напольной плиткой сохранилась и сегодня. Лестничные площадки украшены витыми перилами и цветастыми панно из керамики. До сих пор в здесь сохранились родные деревянные рамы. К сожалению, в 2018 году, в ходе капитальной реставрации, с фасадов здания сняли штукатурку вместе с исторической декорацией.

Известно, что в шестой квартире этого дома располагалось Общество попечения о бедных и больных детях, в котором состояло около 50 детей.

Рядом:

  • Московский проспект (400 м);
  • Метрологический музей (470 м);
  • Набережная Обводного канала (710 м);
  • Военно-медицинский музей (900 м).

6. Доходный дом К.И. Розенштейна

Нетипичная постройка напоминает английский замок времен средних веков. На площади Л. Толстого она появилась в начале XX века, став украшением Петроградской стороны. На закате XIX века на месте доходного дома была территория, где проходили спортивные мероприятия по велогонкам, хоккею, боксу и др. Затем место было отведено под постройку городского женского училища.

В 1900-1910 годы Большой проспект на Петроградке поддался масштабным изменениям, в которых участвовал К. Розенштейн. Позже, став владельцем этой земли, Розенштейн решил здесь возвести доходный дом. Его построили за 2 года. На его конечный облик сильно повлиял архитектор Андрей Белогруд – поклонник и знаток архитектуры средневековья.

Самая необычная черта дома Розенштейна – фасад с 2 эркерами и смещенными окнами на 3 и 5 этажах со стороны ул.Толстого. В структуру нового сооружения вошло и старое училище. С дворовой стороны здания сохранились его окна, а внутри – родные квартирные двери.

С тех пор, как здание построили, в нем функционировали организации вроде Наркомфина, Сбербанка и др.

В начале XX века первый этаж со стороны Большого проспекта был отведен под кинотеатр. В середине этого же столетия здание признали архитектурным памятником. В 1970-е здесь была студия Ленинградского ТВ, в 1985 году – театр миниатюр «Эксперимент», а с 1988 года в здании работает театр «Русская антреприза».

Рядом:

  • Интерактивный музей ЛабиринтУм (170 м);
  • Набережная р.Карповки (200 м);
  • Сквер Низами (300 м);
  • Ботанический сад (1000 м).

7. Доходный дом Р.Г. Веге

Здание, знаменитое могучими атлантами, возвышается вблизи Мариинского театра и Никольского собора. Темно-серый гранит доходного дома на берегу Крюкова канала всегда привлекает взгляды. Несмотря на достаточно современный облик фасада, история сооружения берет корни издавна. Землю, на которой стоит сооружение, российский император подарил купцу В.И. Баженову. Второй лично занимался планом строительства нового доходного дома. Впоследствии его владельцами становились разные купцы и другие именитые люди.

Сам дом выполнен в стиле неоклассицизма. Прохожие и сегодня могут наблюдать богатую архитектуру дома с пилястрами, украшенными резным орнаментом, фестонами, барельефами, панно и др.

Неприступный дом также знаменит безупречным центральным входом во двор. При входе гостей встречают металлические ворота, декоративная колоннада и изящные скульптуры одних из самых больших атлантов в Петербурге.

Курдонер (парадный двор перед домом) помог архитекторам добиться лучшего дневного освещения комнат, которые из-за расположения не могли бы получать достаточного солнечного света. Кстати, здание встречается во многих фильмах и сериалах из-за постоянного интереса к нему со стороны режиссеров.

Сегодня дом Веге – памятник архитектуры и истории государственного значения. В нем размещены административные помещения, а также апартаменты состоятельных людей.

Рядом:

  • Набережная Крюкова канала (140 м);
  • Никольский сад (210 м);
  • Мариинский театр (350 м).

8. Доходный дом Ш.З. Иоффа

Это здание – архитектурная доминанта в стиле неоклассицизма на площади «Пяти углов». Его проектировал известный архитектор А.Л. Лишневский по заказу богатого комиссионера Шпеер-Зальма Иоффа.

В XIX столетии здесь стоял дом купцов Лапиных. Однако в 1923 году Иофф выкупил сооружение у их потомков, и в 1913-1914 годах возвел доходный дом, который мы видим сегодня. Архитектор сумел прекрасно вписать новое здание в Петербургскую среду.

В основном корпусе здания 5 этажей. Первый и второй – самые высокие, так как предназначались под магазины. На остальных трех размещались 6 апартаментов состоятельных петербуржцев, по 2 на каждом. Сам Шпеер Иофф с семьей жил на последнем этаже. Окна его квартиры выходили на Загородный проспект.

Сегодня фасад здания приманивает взгляды прохожих зевак, особенно 3-й этаж с арочными окнами, украшенными пилястрами и кариатидами. Всего по периметру здания установлены сорок кариатид, но из-за небольших размеров они плохо видны.

Дом знаменит его жителями. Когда-то тут проживал ученый-физик и писатель Матвей Бронштейн с женой, Лидией Чуковской, дочерью известного писателя. В гости к Чуковской часто наведывалась сама Анна Ахматова, с которой она близко дружила.

Сегодня в башне доходного дома Иоффа расположена мастерская художника Сергея Семкина.

Рядом:

  • Набережная р. Фонтанки (400 м);
  • Музей Достоевского (610 м);
  • Музей антарктики (750 м).

9. Доходный дом И.И. Дернова

Здание основано в 1903-1905 г. и расположено на углу двух улиц – Тверской и Таврической. Когда-то дом принадлежал богатому купцу И.И. Дернову. Примечательно, что два корпуса здания соединены между собой величественной башней в 6 этажей. Именно в мансарде башни в 1905 году поселилась супружеская пара поэтов Вячеслав Иванов и Лидия Зиновьева-Аннибал. В течение следующих нескольких лет здесь часто проходили творческие вечера, на которых собирались лучшие поэты Серебряного века. Среди них бывали: В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, М.А. Волошин и др.

В 1910 году жители дома основали в нем любительский театр. Его участниками были дети хозяев и швейцара, а также сами поэты. Здесь снимали квартиры люди разных слоев населения. В разное время тут были художественные и танцевальные школы, детский сад и др.

Внешне дом Дернова выполнен в стиле эклектики. На фасадах можно увидеть богатый декор с эркерами, коваными балконными решетками и горельефами. Окна разных этажей имеют различную форму: на 1, 4 и 5 – прямоугольные, на 2 и 3 – арочные, а эркеры выполнены с квадратными проемами.

В планировку здания архитектор отлично вписал стиль модерна. Интерьер отделан витражами, парадная выполнена с мраморными лестницами и резными перилами. Комнаты квартир изящно украшены лепниной, панно и росписью. Во многих стоят камины из мрамора.

Сегодня в здании размещены административные помещения и детский сад. Если заранее договориться с работниками детсада, есть шанс посмотреть дом изнутри.

Рядом:

  • Таврический сад (470 м);
  • Музей Суворова (460 м);
  • Воскресенская набережная (900 м).

10. Египетский дом

Неподражаемый во всем Петербурге, дом стоит на Захарьевской улице. Проходя рядом с ним, невольно оказываешься в Древнем Египте. Сооружение с оригинальной концепцией было построен в 1913 году и принадлежало Ларисе Нежинской, жене известного адвоката А.С. Нежинского. Египетский дом – единственный в Петербурге яркий образец фараонского стиля.

Входы здания гордо охраняют статуи египтян. Над ними фасад украшен прямоугольными эркерами. С обеих сторон главного входа стоят восемь массивных колонн. Из фасада выступают полуколонны, увенчанные человеческим лицами.

Рельефы стен и оконные наличники также выполнены в египетском стиле. Центральная арка, ведущая во внутренний двор, украшена росписью птиц и солнечными дисками.

По всему периметру фасад украшен рельефными сценами из жизни, пилястрами, колоннами. До сих пор отлично сохранились подлинные элементы декора парадной и деревянные двери.

Из-за обилия ценных декораций дом стал одним из лучших исполнений русского модерна, а также самым «змеиным сооружением» в Петербурге. Сегодня в здании размещаются апартаменты Петербуржцев.

Рядом:

  • Набережная Кутузова (750 м);
  • Литейный мост (960 м).
  • Летний сад (1.6 км).